Волшебная опера |
Поскольку в списке своих хобби числится опера, то, чтобы не быть голословной, поделюсь с читателями впечатлениями о посещении оперного театра в Дрездене.
Путешествуя по миру, я старалась посещать оперные театры везде, где это только возможно. В списке моих мест: Москва, Прага, Вена, Милан, Париж, Цюрих, Мюнхен, Нью-Йорк, Зальцбург. Самые слабые, к сожалению, оперные труппы в Москве и Праге. Разделяю мнение мировой общественности, что, на сегодняшний момент, самый сильный оперный театр — это Метрополитен-опера в Нью-Йорке.
Начинала свое оперное самообразование с легких итальянских опер в середине 90-х годов. Прослушала много Верди, Россини, Пуччини, Доницетти, конечно же, Моцарта. Затем увлеклась барочной оперой и слушала Генделя и Глюка. Музыка Чайковского и Римского-Корсакова еще раз подтвердила, насколько богата талантами русская нация.
Начав работать в качестве гида, я заинтересовалась музыкой Вагнера, которую никогда не слышала и считала, по некоторым отзывам, весьма сложной для восприятия. Но морально я уже была к этому готова. Стала искать, а где же поблизости в Европе можно послушать Вагнера и столкнулась с тем, что, кроме Вагнеровского фестиваля в Байроте, оперы Вагнера трудно найти в репертуаре современных театров. И это понятно — они длинные, сложные и затратные в воплощении.
Но мне повезло — в Дрездене в репертуаре на конец октября — начало ноября стояла опера Вагнера «Тангейзер». Это одна из любимых опер «сказочного короля» Людвига Баварского, который у себя в замке Линдерхоф в горах Баварии даже построил искусственный грот — декорацию к этой опере. Речь в ней идет о средневековом мейстерзингере (певце) по имени Тангейзер, о борьбе в его душе любви плотской и духовной и о прощении грехов. Мейстерзингер — поэт-певец в Германии в 14–16 веках. Название происходит от двух немецких слов — мастер и певец. Принадлежали к ремесленному сословию и имели цеховой устав (что строго регламентировало их деятельность и иерархию — ученик, подмастерье, певец-поэт, мастер!). Форма стихов и количество строк строго ограничивались. Песни исполнялись, в основном, без аккомпанемента.
Здание оперного театра в Дрездене носит имя архитектора Земпера. Кроме этого здания, Земпер строил здание Городского театра в Вене, комплекс зданий Дрезденского Цвингера и Политехнический институт в Цюрихе. Он же спроектировал для Вагнера новый оперный театр в Мюнхене, проект которого не был реализован, так как Людвиг Баварский не получил на это ни денег, ни одобрения своего правительства.
Здание построено в несколько эклектичном стиле (смесь Ренессанса и барокко), который был характерен для 19 века, но выглядит весьма внушительно.
Внутри опера очень ухожена, прекрасно отреставрирована и хорошо продумана с точки зрения удобства зрителей: много выходов, широкие коридоры, большой гардероб (кстати, бесплатный), много буфетных стоек. Кстати, что меня поразило — немцы, придя в оперу, часто выбирают не шампанское или вино, а разливное пиво (фото прилагается). То, что в Вене однозначно посчитали бы дурным тоном, здесь — в порядке вещей. Зал был полон, публика — весьма импозантная, многие немцы в смокингах, а дамы — в вечерних платьях.
Внутреннее убранство зала выдержано в этом же стиле, расстояние между рядами вполне достаточное, а в спинки кресел вмонтирована вентиляция (что весьма удобно).
Конечно, по богатству репертуара и количеству звездных певцов Дрезден уступает имперской Вене, но, надо отметить, что Вагнера немцы исполняют весьма и весьма неплохо.
Вагнер стремился создать музыкально драматический спектакль с неразрывным слиянием музыки и действия, в противовес итальянским операм, где музыка часто сама по себе, а действие — само по себе.
Конечно, сейчас уже никто не ставит Вагнера в средневековых декорациях и костюмах — на сцене превалирует модернистский подход к режиссуре. Но, в данном случае, внешнее оформление не затмевало внутреннего содержания, хотя Элиза — главная героиня, могла бы быть помоложе и похудее, а некоторые мейстерзингеры своими бородами и двубортными длиннополыми пальто напоминали героев Шолома Алейхема из «Тевье-молочник», но, в целом, могу смело порекомендовать меломанам посетить этот спектакль
Главную партию Тангейзера исполнял голландский тенор Франк ван Акен и, хотя я не очень люблю этот тембр, с ролью справился весьма неплохо. Особые аплодисменты зрителей и крики"Браво» (что для сдержанных немцев — редкость), заслужил немецкий баритон Кристоф Пол, исполнявший партию Вольфрама фон Эшенбаха — друга и соперника Тангейзера. И он действительно был хорош! Не только голос, но и внешность, и артистический дар, которыми этот певец владеет, производят сильное впечатление.
Публика здешняя — весьма благодарная, все долго хлопают, никто не вскакивает и не бежит к дверям, как только прозвучит последний такт, а подсветка Дрезденского Старого города — просто восхитительна!
Да, забавно, что на занавеси портрет Вагнера размещен рядом с портретом Мейербеера — композитора и теоретика музыки, еврея по национальности, которого Вагнер люто ненавидел (он вообще не любил евреев!) и всячески от него дистанцировался при жизни.