Турист Вероника Пашкова (Nika1967)
Вероника Пашкова
была 27 апреля 2023 20:32

Волшебная опера

1
Дрезден на закате восхитителен
Дрезден на закате восхитителен

Поскольку в списке своих хобби числится опера, то, чтобы не быть голословной, поделюсь с читателями впечатлениями о посещении оперного театра в Дрездене.

Ваша покорная слуга перед зданием оперы
Ваша покорная слуга перед зданием оперы

Путешествуя по миру, я старалась посещать оперные театры везде, где это только возможно. В списке моих мест: Москва, Прага, Вена, Милан, Париж, Цюрих, Мюнхен, Нью-Йорк, Зальцбург. Самые слабые, к сожалению, оперные труппы в Москве и Праге. Разделяю мнение мировой общественности, что, на сегодняшний момент, самый сильный оперный театр — это Метрополитен-опера в Нью-Йорке.

Начинала свое оперное самообразование с легких итальянских опер в середине 90-х годов. Прослушала много Верди, Россини, Пуччини, Доницетти, конечно же, Моцарта. Затем увлеклась барочной оперой и слушала Генделя и Глюка. Музыка Чайковского и Римского-Корсакова еще раз подтвердила, насколько богата талантами русская нация.

Начав работать в качестве гида, я заинтересовалась музыкой Вагнера, которую никогда не слышала и считала, по некоторым отзывам, весьма сложной для восприятия. Но морально я уже была к этому готова. Стала искать, а где же поблизости в Европе можно послушать Вагнера и столкнулась с тем, что, кроме Вагнеровского фестиваля в Байроте, оперы Вагнера трудно найти в репертуаре современных театров. И это понятно — они длинные, сложные и затратные в воплощении.

Но мне повезло — в Дрездене в репертуаре на конец октября — начало ноября стояла опера Вагнера «Тангейзер». Это одна из любимых опер «сказочного короля» Людвига Баварского, который у себя в замке Линдерхоф в горах Баварии даже построил искусственный грот — декорацию к этой опере. Речь в ней идет о средневековом мейстерзингере (певце) по имени Тангейзер, о борьбе в его душе любви плотской и духовной и о прощении грехов. Мейстерзингер — поэт-певец в Германии в 14–16 веках. Название происходит от двух немецких слов — мастер и певец. Принадлежали к ремесленному сословию и имели цеховой устав (что строго регламентировало их деятельность и иерархию — ученик, подмастерье, певец-поэт, мастер!). Форма стихов и количество строк строго ограничивались. Песни исполнялись, в основном, без аккомпанемента.

Здание оперного театра в Дрездене носит имя архитектора Земпера. Кроме этого здания, Земпер строил здание Городского театра в Вене, комплекс зданий Дрезденского Цвингера и Политехнический институт в Цюрихе. Он же спроектировал для Вагнера новый оперный театр в Мюнхене, проект которого не был реализован, так как Людвиг Баварский не получил на это ни денег, ни одобрения своего правительства.

Здание построено в несколько эклектичном стиле (смесь Ренессанса и барокко), который был характерен для 19 века, но выглядит весьма внушительно.

Внутри опера очень ухожена, прекрасно отреставрирована и хорошо продумана с точки зрения удобства зрителей: много выходов, широкие коридоры, большой гардероб (кстати, бесплатный), много буфетных стоек. Кстати, что меня поразило — немцы, придя в оперу, часто выбирают не шампанское или вино, а разливное пиво (фото прилагается). То, что в Вене однозначно посчитали бы дурным тоном, здесь — в порядке вещей. Зал был полон, публика — весьма импозантная, многие немцы в смокингах, а дамы — в вечерних платьях.

Пиво вместо шампанского - выбор Германии
Пиво вместо шампанского - выбор Германии

Внутреннее убранство зала выдержано в этом же стиле, расстояние между рядами вполне достаточное, а в спинки кресел вмонтирована вентиляция (что весьма удобно).

Встроенная в спинки вентиляция
Встроенная в спинки вентиляция

Конечно, по богатству репертуара и количеству звездных певцов Дрезден уступает имперской Вене, но, надо отметить, что Вагнера немцы исполняют весьма и весьма неплохо.

Вагнер стремился создать музыкально драматический спектакль с неразрывным слиянием музыки и действия, в противовес итальянским операм, где музыка часто сама по себе, а действие — само по себе.

Конечно, сейчас уже никто не ставит Вагнера в средневековых декорациях и костюмах — на сцене превалирует модернистский подход к режиссуре. Но, в данном случае, внешнее оформление не затмевало внутреннего содержания, хотя Элиза — главная героиня, могла бы быть помоложе и похудее, а некоторые мейстерзингеры своими бородами и двубортными длиннополыми пальто напоминали героев Шолома Алейхема из «Тевье-молочник», но, в целом, могу смело порекомендовать меломанам посетить этот спектакль

Финальный выход
Финальный выход
Средневековые мейстерзингеры, как герои Шолома Алейхема
Средневековые мейстерзингеры, как герои Шолома Алейхема

Главную партию Тангейзера исполнял голландский тенор Франк ван Акен и, хотя я не очень люблю этот тембр, с ролью справился весьма неплохо. Особые аплодисменты зрителей и крики"Браво» (что для сдержанных немцев — редкость), заслужил немецкий баритон Кристоф Пол, исполнявший партию Вольфрама фон Эшенбаха — друга и соперника Тангейзера. И он действительно был хорош! Не только голос, но и внешность, и артистический дар, которыми этот певец владеет, производят сильное впечатление.

Справа - Элиза. Не самая большая удача этого спектакля
Справа - Элиза. Не самая большая удача этого спектакля

Публика здешняя — весьма благодарная, все долго хлопают, никто не вскакивает и не бежит к дверям, как только прозвучит последний такт, а подсветка Дрезденского Старого города — просто восхитительна!

Вечерний Дрезден не менее хорош
Вечерний Дрезден не менее хорош

Да, забавно, что на занавеси портрет Вагнера размещен рядом с портретом Мейербеера — композитора и теоретика музыки, еврея по национальности, которого Вагнер люто ненавидел (он вообще не любил евреев!) и всячески от него дистанцировался при жизни.

Вагнер и ненавидимый им Мейербеер в истории упоминаются вместе
Вагнер и ненавидимый им Мейербеер в истории упоминаются вместе
21 – карма
Позиция в рейтинге – 1743
Комментарии