Турист Вероника Пашкова (Nika1967)
Вероника Пашкова
была 27 апреля 2023 20:32

Концерт в Рудольфинуме

2

Продолжаю делиться впечатлениями о различных оперных мероприятиях, которые мне удалось посетить.

Прагу в третий раз посетила очень известная оперная певица и художественный руководитель Зальцбургского музыкального фестиваля Чечилия Бартоли.

.

Концерт в Рудольфинуме

Я имела уже удовольствие слушать эту великолепную исполнительницу один раз в Праге два года назад и еще один раз в Зальцбурге во время фестиваля, когда она исполняла главную партию в барочной опере Генделя «Юлий Цезарь в Египте», которая справедливо считается вершиной барочного оперного искусства. Чечилия Бартоли — выдающаяся оперная дива нашего времени, особенно прославивашяся в исполнении музыки времен барокко, когда большинство партий писались для партий контр-теноров, что обычно исполняли певцы-кастраты. Вот что пишет про нее российское интернет издание:

«Уроженка Рима Чечилия Бартоли для оперного мира все равно, что Месси для футбола. Никто не понимает, как она это делает, несмотря на то что секретами своего вокального искусства итальянка легко делится — рассказывает, что заниматься начала с родителями, профессиональными оперными певцами. Именно мама научила ее специфической технике дыхания, которую, продолжая футбольные аналогии, можно сравнить с дриблингом. Видео на youtube под названием „мамин урок“, в котором Сильвана Маццони показывает, как именно она тренировала дочку, вроде бы подтверждает, что Бартоли имеет то же строение горла, что и обычный homo sapiens, но потом певица открывает рот — и снова становится непонятно.

„Не используете ли вы компьютер для связывания вокальных фраз?“, „Дышите ли вы на самом деле?“ — такие вопросы на полном серьезе от пытливых журналистов встречаются в ее интервью.

Этот трюк сделал ее самой высокооплачиваемой оперной певицей в мире, обладательницей статуэток Grammy и самых выспренних эпитетов музыкальной критики, какие только можно выдумать.

С такими техническими возможностями популярная классика не представляла для нее серьезного интереса.

Разумеется, она поет и Моцарта, и Россини, но коронным репертуаром Бартоли стали арии XVIII века, написанные для кастратов мало известными широкой публике композиторами — Риккардо Броски, Леонардо Винчи, Николо Порпора.

Не только у женщин-певиц, но и не у всех мужчин-певцов хватит объема легких, чтобы исполнять эту музыку. Бартоли справляется, оставляя зрителей догадываться, чего же ей это стоит, по выражению лица, искажаемого гримасами, так что некоторые журналисты даже пишут, что ее лучше слушать, закрыв глаза.

Удивительный голос Бартоли, распростертый в двух регистрах (меццо-сопрано и сопрано), все же имеет одну грустную особенность — он не очень крупный и объемный.

Отчасти поэтому итальянка все же больше поет сольные концерты, чем играет роли на сцене оперных театров. Однако это не мешает Бартоли на каждом сольном выступлении разыгрывать настоящую оперную драму или комедию, в зависимости от музыкального материала. Другое дело, что по достоинству оценить ее лицедейский талант зритель, завороженный марсианским вокалом, не всегда оказывается в состоянии.

Анна Нетребко назвала именно Бартоли, когда ее спросили, кого она ценит в современном вокале.

Бартоли уважают не только за ее талант. Она исполняет музыку и она ищет музыку. Впервые в архиве, по ее словам, певица оказалась чуть ли не случайно: в Берлине, надев специальные перчатки, она воспользовалась возможностью пролистать рукопись партитуры „Так поступают все“ Моцарта. Говорит, что почувствовала душу композитора, а кроме того, напала на золотую жилу — впоследствии в поисках неизвестных партитур давно забытых композиторов она исколесила всю Европу, поработав в архивах и библиотеках Венеции, Ватикана, Парижа и Вены. Ее альбомы с неизвестной вокальной музыкой Сальери и ранними произведениями Глюка стали хитами и продавались тиражами, какими обычно расходится поп-музыка. Она открыла миру глаза (или, точнее сказать, уши) на то, что существует Вивальди помимо „Времен года“, причем такой же неистовый и драйвовый. Не то чтобы до нее об этом никто не знал, просто вокальный Вивальди до Бартоли считался неисполнимым.»

Поэтому вы понимаете, почему каждое ее выступление вызывает ажиотаж. Билеты, несмотря на достаточно высокую стоимость, расходятся, как горячие пирожки.

Как всегда, знаменитая итальянка была на высоте! В программе были Гендель, Вивальди, Моцарт и другие композиторы времен барокко. Зал — просто неистовствовал. Каждая партия заканчивалась бешеной овацией с криками «Браво!», несмотря на то, что в зале сидели не эмоциональные соотечественники певицы, а сдержанные чехи, причем — сливки чешского общества. (Замечу, что большинству чехов билет стоимостью 100 евро — а именно столько стоили самые дешевые билеты на концерт — просто не по карману). Та самая выразительность и лицедейство, которыми владеет певица, проявились в полной мере. Каждая ария была отдельным театрально-музыкальным номером.

Концерт в Рудольфинуме
Концерт в Рудольфинуме
Концерт в Рудольфинуме

Не могу не отметить и концертный зал, в котором проходил концерт. Зал имени Антонина Дворжака расположен в здании под названием Рудольфинум в самом центре Праги, в двух минутах ходьбы от знаменитого Карлова моста. Здание построено в модном в конце 19 века стиле неоренессанс, здесь расположены два концертных зала и художественная галерея. И именно здесь — лучшая акустика, какую только может предоставить исполнителю концертный зал.

.

Концерт в Рудольфинуме

Подводя итоги моей записи, хочу отметить, что любая встреча с качественным оперным исполнением — огромное удовольствие!

21 – карма
Позиция в рейтинге – 1743
Комментарии